Преподобный Паисий Галичский и его значимость в жизни и истории России.

Статья настоятеля Введенского
кафедрального собора
протоиерея Александра (Шастина).

 

Главная Святыня нашего города — Овиновская икона Божией Матери. На противоположном берегу Галичского озера находится монастырь Умиления, где была явлена чудотворная икона Божией Матери Умиление Авраамию Галичскому и Чухломскому.

Мы заглянем в нашу историю, посмотрим, что происходило в то время в нашем государстве и в мире, потому что это всё взаимосвязано, ведь события, которые происходят у нас, не независимы от событий, которые совершаются в других странах. Кажется, какая разница: знаю я историю или не знаю. Есть человек умный, а есть мудрый. Чем они отличаются? К кому пойдем советоваться – к мудрому, хотя умный — тоже знающий. Умный может быть не мудрым, а мудрый не умным не может быть, потому как опирается на опыт. Вот мы начинаем какое-то дело, и видим его ближайший результат. А что дальше будет – ответит мудрый. Как к одному нашему мудрому крестьянину, когда грабили поместье, прибежали и сказали: «Хватай топор — и завтра эта усадьба будет твоя». Он почесал бороду и сказал: «Завтра-то оно понятно. Непонятно, что будет послезавтра. Эта усадьба также с топором потребуется».  Это уже относится к мудрости. Человек знает, к чему приведет то или иное действие.

Человек существо разумное или неразумное? Разумное. И стремится к добру, счастью, справедливости, послушанию старшим, стремится помогать. Надо делать добрые дела, стремиться к счастью. Но что мы видим из истории? Постоянные войны, грабежи, преступления, злодейства. Это что – умный человек, который стремится к счастью, к радости? А делает зло. Так что же этот человек умный или не умный? Нет. Как же не умный, а архитектура, искусство? Всё-таки человек умный или не умный? Умный, но что-то с этим разумом не совсем в порядке.  Взирая в историю, мы стараемся чтобы история для нас была уроком, чтобы нашему разуму, который мы имеем, обязательно приложилась мудрость. Поэтому, очень важно нам знать историю подлинную. Проблема состоит в том, что наша история, история нашего Отечества была искажена разными политическими влияниями. Есть такая горькая шутка: наше Отечество – единственное, которое имеет непредсказуемую историю, меняется власть, и меняется учебник истории. Но история – она же была. И люди же жили. И нам же необходимо все-таки постараться знать то, что действительно было, а не то, что нам насочиняли. То, что действительно отражено теми, кто действительно изучал эту историю. Вот сегодня мы постараемся приоткрыть историю нашего края. И обязательно провести параллели с историей России. Некоторые параллели мы проведем и с мировой историей, потому что это тоже очень важно для нас.

 

Преподобный Паисий жил в начале 15 века – это основные события, которые мы будем рассматривать. Что было в 15 веке, какие главные события происходили в это время? В 1380 году состоялась Куликовская битва, в результате которой Мамай был разбит и бежал. Но монголо-татарское иго еще не закончилось.

1552 год. Взятие Казани, становление самодержавия в России. Россия стала самодержавной страной после свержения монголо-татарского ига.

А у нас ещё 15 век. Хотя Куликовская битва прошла, но орда была еще очень сильной. И дань продолжали платить. И бремя и иго в России еще продолжалось. Вот это очень важно. В это время преподобный Паисий пришел на Галичскую землю, сказано в житии, с далекого юга. То есть южный человек. А пришел и поселился в Никольской обители и стал там подвизаться, заниматься монашеским деланием (пост, молитва, труд). Вроде бы такое событие внешне кажется незначительным. Инок монастыря, который пришел сюда не заниматься политикой, не участвовать в политических делах, а пришел просто подвизаться. Но подвиг его был очень назидательный. И все увидели, что человек этот очень высокой духовной жизни. И когда он долгое время подвизался, то его избрали и игуменом монастыря.

 

 Став игуменом монастыря, он начинает управлять обителью. В это время и происходит событие, особенно для нас важное, это событие 1425 года.

Вместе с преподобным Паисием приходит и его сродник, его сподвижник, который становится тоже Преподобным – Преподобный Иаков Галичский.

Когда идет совет Святой Троицы о сотворении человека, то говорится – «И сотворим человека по образу и подобию Нашему». А вот когда Бог творит человека, то творит по образу Божиему, «по образу Своему сотворил его мужчину и женщину». Слово «подобие» отсутствует. И как поясняют Святые Отцы, это подобие Богу дано каждому из нас. Кто стяжал Духа Святаго Божия, его именуем и почитаем, как Преподобного, то есть он по Духу подобен Богу. Вот что значит Преподобный.

 фото Екатерины Козловой

Преподобный Иаков Галичский, основал  Николаевский Староторжский монастырь (на территории нынешнего педучилища), разрушенный и оскверненный в советское время. Теперь часть собора восстановили, колокольню восстанавливают.

Итак, события 1425 года. В день Успения Божией Матери было явление иконы Божией Матери Боярину Овину, а вернее сказать, через боярина Овина Преподобному Паисию Галичскому. Вот так изображает иконописец это событие. В то время Паисиев монастырь, тогда Успенский Николаевский, был деревянным. И так художник изображает этот монастырь. Явление Успения Божией Матери. Боярин Овин – ктитор этого монастыря, Новгородский посадник, человек очень влиятельный. В дореволюционное время помещик для народа в одном лице был представителем государственной власти, администратором, который организовывал жизнь на месте. Это обязательно был военоначальник и он имел свой отряд, чтобы обороняться в случае нападения неприятеля. Мог производить мобилизацию в действующие войска. Это стратег, он обязательно должен иметь запас продовольствия, как у нас было в традициях, на 3-4 года на случай неурожая, на случай военных действий и так далее. Поэтому боярин Овин как посадник, руководитель посада, был очень влиятельный человеком. Он был весьма благочестивым, основал эту обитель, этот монастырь, и был назидаем в духовной жизни Преподобным Паисием Галичским.

В день Успения после Богослужения он выходит из монастыря, где ему встречаются два благолепных юноши и вручают образ Божией Матери, и говорят, чтобы он устроил новый храм в этой обители. При этом он пережил непонятное, необычное для себя волнение, так что он не смог сказать даже ответного слова, а ведь это был человек не простой, это был посадник. Внутреннее волнение, которое он пережил, было воздействием особым. Когда он принес образ Преподобному Паисию, они пошли поблагодарить этих юношей, и не нашли их, и стали спрашивать, и никто не знал их, и никто не видел. А незаметным в то время нельзя было пройти в город, ведь монголо-татарское иго. Монголо-татары прежде чем нападать, всегда посылали соглядатаев, чтобы изучили путь, место, как нападать, как военные действия вести. Соответственно охраняли все и всех – от старого до малого. Когда шел незнакомый человек, сообщали, встречали, спрашивали, кто, откуда, сверяли. И незаметным пройти было невозможно. Было можно пройти под видом кого-то. И здесь этих юношей никто не видел. И они поняли, что это было явление ангелов  в виде людей. И принимают это как благословение и строят новый храм в святой обители в монастыре.

Теперь вспомним события, предварившие явление Овиновской иконы Божией Матери. Мы видим  портрет Дмитрия Донского — Московского князя, победителя Куликовской битвы.

На Куликовскую битву князя благословляет Преподобный Сергий Радонежский.

 

И на княжении в Галиче был второй сын Дмитрия Донского – Юрий Дмитриевич Звенигородский и Галичский. Первый сын Дмитрия Донского наследовал Москву и был московским князем.

После Василия 1 наследует Москву его сын – Василий 2 Васильевич – отец Иоанна 3.

 

Второй сын Дмитрия Донского – Юрий Дмитриевич – наследует Звенигород и Галич. Его крестил в храме Преображения Господня его духовник Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский. Этот храм находится в Переславле-Залесском. Там стоит бюст Александра Невского.

Юрий имел особое значение в истории России, он предотвращает еще одно нашествие на Россию монголо-татар, которое согнала Орда.  Как говорят историки, Россия бы не выдержала второго нашествия. Казанские татары объединились с волжскими булгарами и готовилась огромная орда для нападения на Россию. И Юрий Звенигородский с Галичской дружиной наносит настолько сокрушительный удар этой Орде, что они даже забыли и мыслить о том, чтобы нападать на Россию. Это особый подвиг Юрия Звенигородского. И он служит своему старшему брату, Василию Дмитриевичу, и когда последний уезжает в Орду, а из Орды не всегда князья возвращались живыми, он пишет завещание на Юрия Звенигородского, как полагалось по закону того времени. Но из Орды он вернулся благополучно живым, продолжил свое княжение.

В то время, согласно закону о престолонаследовании, преемственность власти в России происходила следующим порядком: когда умирал князь, престол наследовал старший в роду. Эта традиция была всегда в России. Когда умирает Василий Дмитриевич, совершенно неожиданно для Юрия Звенигородского Галичского престол переходит к юному 13-летнему Василию Васильевичу. На это историки смотрят по-разному. Одни говорят, что он был очень алчный к власти, другие говорят другое. Князь Юрий к этому времени был достаточно опытным в управлении государством, ведь каждое княжество как государство. И его любимым городом в княжестве был Галич, потому что он был наиболее удобно расположен. Звенигород был очень близок к Москве и к Польско-литовскому княжеству, откуда приходили враги. А вот Галич было взять труднее, поэтому в основном у него ставка была на Галич. И как свидетельствуют историки того времени внутренняя политика Московских князей и московских бояр стала меняться – отклоняться в сторону западного правления.

Юрий Звенигородский  видел крепость России в том, чтобы был крепкий крестьянин, кормилец государства. Страны тогда были все аграрные и в основном жили за счет крестьян. Он видел, что если крепкий и богатый крестьянин, то крепкое поместье. А поместье – это уже государство в государстве. Оно должно быть независимым и быть опорой для государства. Крепкое поместье – сильная Россия. А вот Московские князья уже смотрели на запад. И мы знаем, что Василий 1 был женат на дочери Литовского князя Александра Витовта – Софье Витовтовне. И вот это влияние начало уже проникать. Ведь богатый крестьянин, крепкий крестьянин – он неудобен для управления. Он свободный, он может выдвигать свои требования, он будет добиваться своего положения, потому что он независимый. А вот на западе крепкого крестьянина уже давно не было. Его не любили, он был неуправляемый. А бедный крестьянин — он всегда управляемый. Например, сравнить  Польшу и Россию того времени. В Польше богатым  считался крестьянин, у которого была 1 корова. В России в то время крестьянин с одной коровой — это бедняк. А без коровы – это не крестьянин. Это землепашец, но не крестьянин. В России среднее хозяйство того времени – это обязательно пара лошадей, 4 коровы, овцы, и т.д. И такой крестьянин мог и питаться, и кормить государство. Но такой крестьянин — неудобный. Московские князья и бояре были уже такие напыщенные, им хотелось управлять беспрекословным народом, как это было на западе, не считаться с мнением народа. Поэтому Юрия не любили за его позицию и знали, что этот мужественный и опытный князь, придя, будет требовать своего устроения государства, не так, как они желали. Поэтому избрали князем юного 13-летнего Василия. И вот Юрий Звенигородский, видя, что поколебалось основание, на котором держалась Россия, не согласился с этим, и стал готовить войну.

Казалось бы, только прошла Куликовская битва, закончились междоусобные войны, ослаблявшие страну, и княжества объединились в Московское государство. И вот назревает опять война между Галичем и Москвой, а ещё монголо-татарское иго. И татары непременно могли воспользоваться этим.

В то время главой Русской церкви был Митрополит Фотий. Это последний митрополит из греков, человек подвижнической жизни. Так как он был главой всей Русской церкви, то постарался из всех своих сил повлиять, примирить, сделать хоть что-то, чтобы этой войны не было.

В духовно-культурном центре нашего города есть картина, где изображены события июля 1425 года. Позже, в Успение, будет явление Овиновской иконы Божией Матери, а это еще июль. Митрополит Фотий приезжает в Галич. Приезжает для того, чтобы постараться уговорить Юрия Дмитриевича не воевать с Москвой, не творить междоусобной войны, ибо это ослабит начало укрепления Русского государства. Происходит встреча в Галиче, где Юрий не соглашается и не желает слушать святителя, поскольку он уверен в своей правоте. И Митрополит Фотий уезжает разгневанный. Он видит, что ему не удалось уговорить, и война будет неминуемой. В горечи и печали уезжает из Галича, и в Галиче вспыхивает мор, чрезвычайно опасный в то время: вымирали целыми княжескими государствами.

Юрий был человеком очень высокой духовной жизни. Он построил монастырь в Звенигороде, где подвизается преподобный Савва Сторожевский. С ним они основывают обитель, куда приглашают будущего преподобного Андрея Рублева и создают шедевр – иконостас Звенигородский, который послужил началом той культуры, которая вошла в православные храмы. Еще князь Юрий был очень дружен с преподобным Григорием Пельшемским, который был крестным его детей. И когда он так отнесся к святителю, не то что к святителю, а к промыслу Божию, понял что это не просто так произошло. Он едет вдогонку за митрополитом Фотием, догоняет его в селе Пасынково (сейчас село Сынково) на противоположном берегу нашего озера. Там находится храм, ныне не действующий, Рождества Богородицы, который в 15 веке был ещё деревянный. Догнав Митрополита там, Юрий дает обещание, что не будет воевать с Москвой, и просит вернуться в Галич отслужить молебен. И вот художник изображает, как возвращается Митрополит Фотий в Галич, где его встречают всем городом: встречает преподобный Паисий, приходят иноки с иконой Божией Матери «Умиление» из заозерского монастыря Умиленского. Коленопреклонненный князь ходатайствует о болящих. И совершается чудо. Первая вспышка мора  — она всегда бывает самой губительной. А после молитвы Фотия этот мор прекращается. Мор, который вспыхнул в Галиче, прошел по всей России, свирепствовал до 1427 года в течение 2 лет. Рязанское княжество к этому году вымирает почти полностью. Тверская княжеская семья вымирает, и не остается никого в живых в этом княжеском роде. А в Галиче прекращается первая вспышка мора после молитвы Митрополита Фотия – это действительно чудо. Это безусловно вразумление князю о том, чтобы он не воевал, не вел кровопролитной войны.

Князь держит свое слово в течение 8 лет, до вот этого события, которое изображается на другой картине. Это свадьба Василия Васильевича, Василия 2, на которую приглашен был Юрий Звенигородский и его дети – Дмитрий Шемяка, Дмитрий Красный и Василий Юрьевич. Сам Юрий Дмитриевич не поехал, не поехал и Дмитрий Красный. Поехал Шемяка и Василий Дмитриевич. Картина эта называется «Софья Витовтовна срывает пояс с Дмитрия Шемяки». Пояс Дмитрия Донского,  хранившийся в семье Юрия Звенигородского, с которым передавалась власть, престол Москвы. Историки об этом спорят: князья не носили наследственного пояса, он хранился как реликвия, а каждому князю шился свой пояс. Может и действительно он одел, а может это была провокация, но Софья Витовтовна в силу своего неудержного характера срывает пояс во время свадьбы с Василия Юрьевича со словами: «Наша власть, а не ваша над Москвой». Конечно, оскорбление здесь было нанесено очень серьезное. Художник несколько театрализовано изображает эту сцену. Василий Васильевич пытается удержать свою мать, чтоб она не делала этого. Боярин Морозов также бросается удержать Софью Витовтовну от этого. Шемяка бросается на помощь своему брату, но был удержан другими людьми. Видно, что на галерее находится народ, и фоном галереи художник изображает как вспыхнувшее пламя, пламя войны, пожар войны, который ляжет как раз на плечи этого народа. В углу художник изображает шута, единственного персонажа, радуеющегося тому, что ему удалось как некоему бесенку разрушить тот мир, который милостью Божией посредством митрополита Фотия был установлен.

С этого момента начинается феодальная 25-летняя кровопролитная война, в течение которой сначала Василий Васильевич возьмет в плен Василия Юрьевича, казнит его, выколет ему глаз и он войдет в историю как Василий Косой. Дмитрий Шемяка в Троице-Сергиевой Лавре возьмет в плен своего двоюродного брата – Василия Васильевича. Не убьет его, но в отместку за своего брата тоже казнит его – выколет ему оба глаза, и он войдет в историю как Василий Темный. Юрий Звенигородский, овладев Москвой, станет великим Московским князем, и через непродолжительное время скончается. Дмитрий Шемяка, когда Василий Васильевич захватывает Галич, бежит в Новгород, куда подошлют человека, который отравит его мышьяком и он умрёт. Софья Витовтовна будет заточена в один из Чухломских монастырей, и выйдет оттуда совершенно изменённой, осознав всю горечь совершенного. Она уже вкусит духовной жизни в монастыре и, выйдя из монастырского заключения уже добровольно уйдет в монастырь, примет монашество с именем Елена и проведет остатки дней в благочестивом служении. Вот как одно событие смогло изменить ход истории целого государства и целого народа. И очень важно, что Юрия, как оценивает это событие наш историк Земин, Господь вразумлял, и в событии, когда приезжал митрополит Фотий, и когда через месяц является Овиновская икона Божьей Матери, как благословение на то, что князь даёт обещание не воевать с Моквой.

Важно понять, что тогда столица государства зависела большей частью от личности, нежели от города. Московское княжество становится известным, когда оно достается младшему сыну Александра Невского Даниилу Московскому, как самое незначительное княжество. До этого ни один князь в Москве не жил. Даниил Московский начинает обустраивать Москву, делать его значимым княжеством, однако после его смерти идёт увядание Москвы. И вновь Москва встает, как объединяющая при Дмитрии Донском, а это ещё только отец Юрия. Историки говорят, что к Юрию народ шёл, он же заботился о народе, он видел народ.

Теперь коснёмся мировой истории.

Михаил Палеолог — император из очень известной фамилии, восстановивший Византийскую Империю, после того как ее захватили крестоносцы. Когда был определен четвертый Крестовый поход войны с турками, но затем захватили Константинополь, Византия пала, и Михаил Палеолог набирается сил и освобождает Византию от владычества Запада, владычества Рима. Он восстанавливает Православие, которое сохранялось в народе. Однако испугавшись того, что турки, которые обладали огромным военным потенциалом, вновь собираются захватить Византию, Константинополь, он вновь обращается к западу. И делает существенную ошибку — он собирает Вселенский собор, на который приехал после смерти митрополита Фотия митрополит Исидор, и заключает унию.

В это время православным государством оставалась только Россия, захваченная монголо-татарами, разрозненная междоусобными войнами.  И там, на севере, в Новгороде был князь Александр Ярославович со своей дружиной. Чтобы покончить с православной верой Иннокентий III объявляет крестовый поход на Россию в 1237 году. Никто не сомневался, что этот поход состоится, рыцари разгромят  страну в пух и прах, и от православия не останется ничего. Сомнений не было. Наступление пошло с 3-х сторон: нормандцы, огромные эскадры кораблей высадились в устье Ижоры. Неоднозначно отнеслась дружина Александра Невского к этому событию, когда он стал готовить их к походу. Известны слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Если бы он так казал, то дружина ответила бы: «Ты, Александр сам пойди, а мы посмотрим». И всё. Он эти слова сказал, верно. Но когда сказал? С каким смыслом сказал? Ведь здесь говорится как – гордо. Не было тогда победы такой, если бы он только помыслил так. А Александр Невский сказал своей дружине: «Не в силе Бог, а в правде. Мы за правую веру. И против огромной силы сможем противостоять». Историки часто говорят о том, что это была тактика Александра Невского — неожиданно напасть утром, но это не правда. Те же историки и свидетельствуют, что остатки крестоносцев остались в живых только потому, что их покрыла следующая ночь. Целый день шла битва небольшой дружины с огромным войском обученных до зубов вооруженных доблестных воинов.  И победа была небывалой. Всего два десятка воинов погибло из дружины Александра Невского и три полных корабля трупов нагрузили нормандцы. Следующая битва была между Новгородом и Псковом, когда германские рыцари захватили и разгромили Псков, и направлялись на Новгород. И здесь уже в лобовом сражении эта же дружина разбивает вражеское войско. И затем Александр Невский является в польско-литовское княжество и устраивает там знаменитое Ледовое побоище. Победа небывалая, такими малыми силами практически не осуществимая.

«Кто возьмет в руки меч, от меча и погибнет» — это слова Священного Писания. И вот тогда Александр Невский произносит эти слова, что не в силе Бог, а в правде. Нет у нас такой силы, но если мы в правде, и за правду стоим, то Бог даст эту силу. И дальше указывает на слова Священного Писания: «Кто возьмет в руки меч, от меча погибнет». Вот в чем суть этих слов: со смирением шел Александр Невский, не с гордостью не с превозношением.

Сейчас очень часто говорят, нужно в бою надеяться на себя самого. Но когда человек на свои силы надеется, он обязательно погибнет, обязательно проиграет. За этим стоит гордость, она всегда посрамляема бывает. А Александр Невский надеялся на Бога.  И с Божией помощью он совершает эту небывалую победу. Папа Иннокентий III был поражён, когда наш князь с небольшой дружиной разгромил всю объединенную Европу. Ведь Крестовый поход — это объединенная Европа, все государства — и нормандцы, и германцы — самые отважные, самые бывалые воины. А их дружина князя Александра Невского разгромила. Невероятно.

Еще одно событие было в Костроме в 1272 году. Младший брат Александра Невского Василий Ярославович, костромской князь отказывается платить дань Орде. Любое сопротивление русских подавлялось монголо-татарами самым жестоким образом, для того, чтобы помнили, понимали и боялись, с какой силой имеют дело. И вдруг Василий отказывается платить дань. Естественно, собралось огромное войско под Костромой и князь со своей дружиной выступает против этого войска. Историки значение этой битве придают не меньшее, чем Куликовской битве. Но всегда о ней умалчивают, так как объяснить невозможно. Ведь князь Василий со своей дружиной практически выступают положить души свои за Отечество. Они берут с собой Феодоровскую икону Божией Матери, с которой Александр Невский, его старший брат, одержал все свои победы. И когда, отслужив молебен, сходятся войска, от иконы начинают происходить лучи во вражеский стан. Во вражеском стане начинается междоусобица. И это огромное войско в страхе начинает бежать от дружины князя Василия Ярославовича, которая, настигнув врага, разбивает его. Необъяснимость в чем? И до этого, и после этого, когда русские одерживали победу, сразу приходила Орда и самым жестоким образом подавляла это восстание. Здесь ответного удара не было, так как татары тогда впервые поняли, что нечеловеческой силой была одержана эта победа. А затем последовали победы с Владимирской иконой Божией Матери, когда хан Тамерлан приходит к Москве.

Александр Невский, видя что у него нет силы противостоять Европе, возложив все свое упование на Бога, громит с такой силой, что на долгое время забыли даже о мысли, чтобы пойти на Россию. А вот Михаил Палеолог стал колебаться, увидев превосходство турок. И стал искать заступничества у Папы. Папа потребовал капитуляции православия, подчинения католичеству. Михаил подписал, Подписал и наш Исидор, наш русский Митрополит, подписали все, за исключением одного – Эфесского государя. И когда Исидор приехал с этого собора в Россиию, князь Василий 2 Васильевич приказывает арестовать Исидора. Его практически приговорили к смертной казни, но Митрополиту голову отрубать как-то не очень хорошо. Тогда устроили побег, подослали человека, который помог ему убежать в Европу. Устроили за ним погоню, чтобы он без оглядки бежал и никогда не возвращался. Василий 2 удерживает православие в России, даже когда была подписана Уния. Михаил Палеолог заключил эту Унию, не понадеясь на милость и помощь Божию в этом страшном противостоянии, и в конечном итоге был отлучен от церкви, похоронен без православного отпевания. Уния была осуждена, и Византийская империя, которая 8 веков была центром всей вселенной, пала окончательно. Вот какой горький урок преподает эта история. Трудный урок подает Александр Невский, но победоносный.

 

Мы посмотрели, что параллельно происходило в мире в то время, когда преподобный Паисий подвизался в Галиче. После того, как изгнали Исидора, всем миром избирают главой Русской церкви Митрополита Иону, нашего соотечественника. Иона родился в Солигаличском уезде деревня Одноушево. Там есть часовня на месте дома, где он родился. Постриг он принимал в Благовещенском монастыре близ города Галича. Храм Благовещения находится в нашем районе в селе Унорож. Там была крепость, очень древнее поселение (были найдены монеты арабского происхождения III века, найдены предметы VI века до Рождества Христова). В 15 веке деревянная церковь находилась на большой искусственной горе в обители – монастыре.

Когда произошла война, и Василий Темный овладевает Галичем, а Юрий Звенигородский овладевает Москвой, и затем умирает, идет очень долгое противостояние. Потом уже в бытность сына Юрия Звенигородского – Дмитрия Шемяки – Василий Темный  овладевает Галичем. Было сражение, в котором Юрий Звенигородский ещё разбивает войско Василия Темного, а при Дмитрии Шемяке он уже овладевает Галичем и забирает икону Овиновской Божией Матери и увозит ее в Москву. Ставит ее в Успенском соборе Московского кремля, опечатывает храм, ставит охрану, зная что галичане постараются взять свою святыню.

Василий не случайно забирает  «в плен» икону. Потому, что для людей это важно. В Галиче была явлена уже вторая икона. Первая – 1350 году – Преподобному Авраамию. Вторая – в 1425 году. Там где есть явление, там, где есть благословение, там есть надежда на благодатную жизнь свою и своих потомков, своих близких. Потому в Галич едут. Василий 2 видит, как крепнет Галичское княжество, и чтобы лишить Галич такой святыни, он забирает чудотворный Овиновский образ и увозит в Москву. Преподобный Паисий идет и уговаривает князя вернуть святыню на место ее явления. Но князь остается непреклонным. И, как написано в житии, Преподобный Паисий со слезами возвращается в свою обитель. Но когда он вернулся, обнаружилось, что эта икона чудесным образом вновь явилась в его храме.

Князь Василий, узнав о совершившемся событии, устыдился и выделил средства на основание в Галиче монастыря в честь своего небесного покровителя Василия Великого. В Екатерининские времена монастырь был расформирован и стал приходским храмом, в котором мы и совершаем Богослужения. Вот какова история этих храмов 15 века, основанных великим Московским князем Василием Васильевичем. Мы сейчас продолжаем молиться в этих храмах. Тогда они были деревянными, каменными их строят рыбаки, но как монастырь, как храм он был основан еще тогда.

Когда узнают о том, что икона вновь вернулась в Галич, когда своим покаянием Василий основывает монастырь в Галиче, он просит, чтобы преподобный Паисий принес эту икону в Москву для поклонения.

На дореволюционной фотографии изображена рака преподобного Паисия Галичского в монастыре. Там видно иконное изображение, как преподобный Паисий в сопровождении духовенства со свеченосцами входит в Москву, где его встречает митрополит Иона и возводит его в сан архимандрита. По указанию Василия Темного, с иконы Овиновской Божией Матери делается список и ставится в иконостас Успенского собора Московского кремля, а затем Паисий возвращает икону на место. Вот какое значение в истории имел преподобный Паисий и Овиновская икона Божией Матери – наша главная Святыня, которая была явлена как благословение, как избавление Галича от мора, который начался в 1425 году.

ВЕРНУТЬСЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *